Семь способов рассматривать критику
Оригинал статьи: 7 Effective Ways to Deal With Criticism
Автор: Tejvan Pettinger
Перевод: Сергей Бирюков
Аудиоверсия: Вебдиктор
Никому не нравится, когда его критикуют, но всё-таки это тоже часть жизни. Отвечать на критику с достоинством и беспристрастностью — важное умение, которое есть не у каждого. Необдуманная реакция на критику может привести к ненужным страданиям.
1. Чему я могу научиться?
Обычно в критике есть хотя бы небольшое зерно правды. Критика может показаться негативной, но она даёт нам возможность учиться и расти, исходя из замечаний.
2. Отвечай на замечания, а не критический тон
Проблема в том, что люди могут сделать ценные замечания, которые мы пропускаем, отметив лишь конфронтацию и критический тон. В этом случае нам нужно различать саму критику и её форму. Даже если люди говорят со злостью, следует отделить их эмоции от ценных замечаний.
3. Цени критику
Обычно мы ценим только похвалу. Люди говорят о нас хорошие слова, и нам приятно. Люди критикуют нас, и мы несчастны. Но если всё время слышать только лесть и подхалимство, как бы мы достигали успехов? Если мы желаем совершенствоваться и расти, мы должны поощрять конструктивную критику и научиться ценить замечания.
4. Не принимай на свой счёт
Это наиболее часто возникающая в связи с критикой проблема. Если я начну критиковать кулинарные способности моей мамы, она воспримет это как личное оскорбление. Но отождествлять себя с яблочным пирогом — неправильно. Кто-то может найти объективные недостатки в наших кулинарных способностях, но это не значит, что критика относится к нам самим. Следует понимать, что критикуя нас, люди критикуют не наше истинное Я, а лишь один из его аспектов. Критикуя других, мы можем критиковать их гордость или зависть; но зависть — это всего лишь эмоция, она проходит.
5. Игнорируй ложную критику
Иногда нас критикуют безосновательно. Это неприятно. Однако потенциально с такой критикой легче иметь дело, нежели с обоснованной. Один из вариантов — оставаться равнодушным и полностью её игнорировать. Ложная критика столь же незначительна, как муравей, пытающийся причинить вред слону. Чувствуя необходимость защищаться — мы уделяем ей больше внимания, чем она заслуживает. Оставаясь безмолвными и отстранёнными, мы не подпитываем критику энергией и сохраняем достоинство.
6. Не отвечай сразу
Лучше подождать немного. Ответив с чувством злости или оскорблённой гордости, мы через некоторое время будем об этом жалеть. Терпеливо подождав, мы сможем ответить более спокойно.
7. Улыбнись
Улыбка, даже натянутая, помогает нам расслабиться. Она вызывает позитивный отклик, смягчает ситуацию и, без сомнений, помогает психологически. Улыбка побудит собеседника умерить свой пыл.
Другие статьи:
А еще часто, когда нас критикуют, и нам это крайне не нравится, и критикующий тоже становится малоприятен в настоящий момент, то стоит вспомнить:
«мы не любим в других то, что в первую очередь не любим в себе»
И все становится на места =)
Не отдаляясь далеко от смысла статьи — критика:
Название: Семь способов отвечать на критику
Читаем: 2 пункт предлагает все-таки отвечать конструктивно, а остальные? не отвечай, игнорируй, не принимай на свой счет, улыбайся, учись — вобщем делай все, только не отвечай.
Переименуйте статью в «способы самоуспокоения» лучше.
Справедливо. Спасибо!
P.S. Риторический вопрос: почему бы не подписаться реальным именем? :)
Самая горькая критика, увы — это правда. Сегодня меня раскритиковал очень близкий человек. Было неприятно, и я защищался. А почему?
Потому что ощущал, что несмотря ни на что, в словах этого человека правда? Сложно принять, что ты в чем-то совершил ошибку (особенно, если эта ошибка повторяется на всем протяжении твоей жизни)…
Горька пилюля — а проглотишь, и глядишь — она принесет пользу. Давайте принимать конструктивную критику :-) вооружившись щитом (на всякий случай)
Ну все 7 пунктов затверждаю, так и следует поступать…
Как мне кажется, еще очень полезно последить за своей реакцией на разные критические замечания. Есть замечания, которые оставляет равнодушным, а есть те, которые больно задевают. Чем сильнее задевают (или вызывают наиболее сильное сопротивление), тем более точно критикующий человек «попал» в цель, скорее всего это — то самое, над чем стоит поработать, что лично тебя самого тревожит, в чем ты, возможно, сам себе боишься признаться.
Например, худого человека сколько ни обзывай толстым, ему все равно, а вот полный может очень обидеться.
А еще мне нравится после критического замечания перевести разговор в конструктивное русло, например «ну хорошо, а что можно с этим сделать?». То есть, не начинать посыпать голову пеплом, а искать выход.
Да, и еще насчет тона замечаний — мне кажется, тут тоже есть зависимость между тем, как ты принимаешь критику и тем тоном, каким тебе ее высказывают. Если все привыкли (и ты сам), что ты ее выслушиваешь адекватно, то и говорят тебе гораздо спокойнее, причем даже незнакомые люди. По крайней мере, в моем случае это так.
И напоследок — мне в самом начале моей работы очень помог мой начальник, который мне сказал, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Улыбка — это защитная реакция. Не фиг держать эмоции в себе — так можно и психом стать. Просто выдохни и скажи критиканту в лицо, что его критика тебе не нравится, но в ней есть конструктивные моменты.
Спасибо за пост! Есть над чем подумать.
улыбка — это действительно сильное оружие, очень часто оппоненту нечего ответить на неё, особенно когда он ожидал увидеть на месте улыбки гнев и возмущение))
Сергей, принимай эстафету!
Это официальное приглашение? :)
В принципе, согласна. Но улыбнуться, или даже просто промолчать можно ТАК, что уж лучше что-то сказать :))
Оппа, только хотел что-то тут написать, а трэкбэк уже есть :) Знаешь, этот твой пост я добавил в закладки — и всё потому, что очень пытаюсь критику воспринимать конструктивно, что очень трудно бывает. Для меня это актуально. Пункт номер 2 — это просто суть всех проблем с воприятием критики. Спасибо за пост.
Спасибо за отзыв :)
АААА! Ребята, вы чего? а? гнать в шею всех критиков и так, чтоб неповадно было в будущем к нам приставать. Чего вы рассматриваете себя с позиции жертвы? Какого хрена некоторые товарищи лезут с критикой, а мы им улыбнись и спасибо.
Критик! Руки прочь от наших светлых голов! — всем сделать такой плакат и повесить над монитором.
P.S. Пойти в секцию бокса — критики куда-то резко исчезают.
Совершенно согласна со статьей. От критики никуда не деться, и просто послать всех критиканов не получится, мы живем в обществе разных людей. Другая сторона медали — это то, как мы сами даем отзыв о человеке и его действиях. Предлагаю не критиковать, а давать Обратную Связь Высокого Качества. Об этом по ссылке http://nkozlov.ru/syntone/syntone_main/s181/d2585/
А вот здесь можно почитать о мотивах, которые движут человеком, когда он критикует: http://www.nlpcenter.ru/index.php?sid=219&did=613
Мне кажется, что человек, который хочет действительно помочь вам развиваться, всегда в начале спросит, а хочешь ли ты услышать от него обратную связь. А вот тот, кто хочет лишь выплеснуть свои эмоции или утвердиться в превосходстве, вот от таких нужно уметь защищаться. Дерзайте :) Спасибо автору.
И вам спасибо :)
Можно сказать и так: «цени критику», «не принимай на свой счёт» и т. п. Хорошо, если ты вырос в нормальной, а не в дисфункциональной семье, где, например, родитель всегда прав, а ребёнок не имеет права ошибаться (как было в моей семье). Тут развивается ТАКОЙ комплекс неполноценности, и ТАКОЕ чувство несправедливости, что даже критика, сказанная спокойным тоном, звучит как конкретный «наезд». Попробуй тут улыбнуться!! А некоторые, если заметят твоё недовольство, так пытаются ещё и «добить» (Ааа! Не нравится? Значит, виноват!). Думаю, чтобы критика не задевала, нужно что-то изменить в своём мышлении, научиться принимать себя таким, какой ты есть. Наверное, самое сложное — признать, что у тебя есть с этим проблемы…
Нашла, наверное, то, что давно искала! Спасибо, Сергей! Для меня самым большим зерном было отсоединение конструктивной критики от эмоций человека! это супер! теперь стоит над собой поработать в этом отношении :)
Просто действительно срабатывают те самые «кнопки», на которые человек, критикуя, может и не акцентировать внимание… Это больно, но так уж надо — убирать эти кнопочки…
А еще почему-то вспомнился вопрос на критику (лучше НЕконструктивную) — «Вы хотите мне чем-то помочь или просто поговорить об этом?». Если вариант второй, просто стоит закончить разговор :) — это, кстати, завалялось у меня где-то в памяти — надо взять и самой на заметку :)))
еще раз спасибо!
Спасибо за статью. Я могу согласиться за конструктивную критику. Но так вообще по жизни презираю любую критику, сама никого не критикую, скорее направляю деликатно без споров. Если меня критикуют, то стоит мне начать в ответ критиковать другого- начнется брань. Что за правила такие, кто первый начинает критику, значит второму молчать? Замечаю это со многими, критикуют самые ранимые люди. Вот бывает критикуют, а мне не по себе как-то, и сразу отдаю отпор, меня часто воспринимают обидчивой, типа они говорят дело , а я не хочу в нем признаваться. С какой кстати я буду признаваться и в чем, если я стараюсь!!! Самое важное — это не мешать. Критика часто доводит до конфликтов. Лучше пообщаться откровенно с человеком и поделиться друг с другом тем, что мешает им что-либо решить, не доводя свои отношения до критики. Она кстати тоже наносит не меньший эмоциональный всплеск от «обидчика», чем те эмоции, исходящие от того кто на нее среагировал. Скорее надо уметь преподнести критику. Не каждый человек, имеющий чувство собственного достоинство сможет среагировать нормально на грубую критику, с тенорским тоном и тп.
[…] Семь способов рассматривать критику. Полезно для мнительных блоггеров. […]
[…] Семь способов рассматривать критику. Полезно для мнительных блоггеров. […]